Сырой фарш, который хоть раз, да пробовала любая хозяйка, ароматный бифштекс с кровью, не вымытые овощи-фрукты, на которые попали токсоплазмы (простейшие организмы, видимые лишь под микроскопом), — опасность таится в обычных вещах. Но основным источником возбудителя заболевания являются больные кошки, которые и выделяют его с фекалиями в огромных количествах. Кошки, в свою очередь, заражаются, поедая инфицированных грызунов, птиц. Больное животное разносит инфекцию повсюду. Но, переболев токсоплазмозом, Мурка выздоравливает и уже никакой опасности не представляет. Этой болезнью поражены до полутора миллиардов людей, в нашей стране инфицирован чуть ли не каждый четвертый. Чаще страдают женщины. Человек просто не подозревает об инфекции, которая редко себя проявляет. Лишь у 5% людей болезнь протекает тяжело, с присущими ей клиническими проявлениями. Остальные узнают об этом случайно. Например, женщина страдает бесплодием или хронической невынашиваемостью. Ее начинают серьезно обследовать и выявляют заболевание токсоплазмоз.
В западных странах тест на заболевание токсоплазмоз является таким же рутинным, как на сифилис или на тот же синдром иммунодефицита. Дело в том, что первичное заражение во время беременности приводит к тяжелейшим последствиям для ребенка. По мировой статистике, таких детей бывает от 3 до 8 на каждую тысячу новорожденных. В детской клинической больнице смотрю фотографии больных детей. Приоткрытый рот, сведенные к переносице зрачки — болезнь метит жертву. Бывает, следы едва заметны — их увидит только специалист. Врачи в таких случаях говорят, что академика из ребенка не получится, но себя обслуживать он сможет. Для большинства людей, так называемых здоровых носителей, одноклеточный паразит не опасен, но для не родившегося ребенка он становится реальной угрозой здоровью, вызывая тяжелые, часто необратимые поражения центральной нервной системы, глаз, внутренних органов. Особенность этой инфекции в ее коварстве.
Женщина может нормально себя чувствовать или отмечать лишь незначительное недомогание. Здоровье будущего ребенка зависит от того, в какой момент мать встретилась с инфекцией. Если в начале беременности обычно происходит выкидыш, в более поздние сроки возможны любые исходы: от грубейшей патологии до едва заметных признаков, которые, правда, могут проявиться позже. Специалистам известен казусный случай, когда женщина на восьмом месяце беременности подобрала больного дикого гуся, выходила его и… съела. Слегка обжаренная гусиная печень стала причиной заболевания токсоплазмоза. Во Франции, в Швейцарии, в ФРГ существуют программы по профилактике врожденного токсоплазмоза. Чуть меньше половины матерей, заразившихся в период беременности, передают инфекцию ребенку. Но и в этом случае драмы можно избежать. Два десятидневных курса лекарственной терапии, проведенных своевременно, избавят от трагедии.