Изобретать велосипед не стоит, решили практичные американцы, нужно просто придумать, как его использовать по-другому. И стали затаскивать его в горы и устраивать смертельно (в буквальном смысле этого слова) опасные велослаломы. Нетрадиционное применение равнинного вида передвижения вызвало его ускоренную эволюцию, и в результате родилась машина, которую можно назвать одноместным джипом, не требующим бензина. Теперь горными велосипедами заболел весь мир, и на отдыхе (равно как и дома) он может быть совершенно незаменим. Велосипедное сафари по горам связано с большими перегрузками, и потому сразу остро встал вопрос о надежности и эффективности всей конструкции. Этот вопрос решался специалистами столь активно, что нынешний mountain bike (горный велосипед) имеет к привычному велосипеду примерно такое же отношение, как обычная малолитражка к современному джипу. Поэтому можно спокойно утверждать, что американцы велосипед все-таки изобрели. Современный mountain bike — это высоконадежный механизм (солидные фирмы дают на раму пожизненную гарантию), предназначенный для эксплуатации в экстремальных условиях. На нем гонщик может длительно преодолевать подъемы до 45° (как на танке), перепрыгивать через препятствия и подвергать его самым немыслимым испытаниям.
Для горных велосипедов используют самые современные технологии и материалы — композиты, титановые и алюминиевые сплавы. А большое число скоростей (до 24) позволяет очень точно регулировать нагрузку при движении по разнообразным рельефам и существенно экономить силы. Эксперименты с велосипедами в роли «горных козлов» начались в Америке десять лет назад. А сейчас вирусом mountain bike заражен весь мир. В 1987 году на родине mountain bike в Америке возникла National Off-Road Bike Association (NORBA) — Национальная ассоциация внедорожных велосипедов, учредившая свои соревнования. А с 1991 года по веловнедорожникам уже проводятся чемпионаты мира и они становятся олимпийской категорией. Гонки на mountain bike проводятся по пяти дисциплинам: спуск, слалом, триал, кросс-кантри и гонки в гору. В Америке горные велосипеды стоят чуть дешевле, чем в России, но зато их дорого и неудобно оттуда везти. В Европе они процентов на пятнадцать дороже, чем у нас. Поэтому есть смысл обзаводиться ими дома. Но их стоит покупать только там, где вам на велосипед дадут гарантию и предоставят сервис. Горные велосипеды производства Китая часто ломаются, хотя и выглядят как настоящие: толстая рама, 21 передача, широкие обода, красиво покрашены. Оптимальное соотношение цена—качество предлагает Trek 850. Но начинать хорошо и с более дешевых моделей.
Тем, кто умеет прыгать по горам, подходят велосипеды фантастического вида Trek Y33 — дорогие модели с полной подвеской и уникальной карбоновой рамой. Рама сделана из композита Optimum Compaction Low Void (OCIV) — смеси углерода с эпоксидной смолой. При уникальной прочности OCLV почти в два раза легче стали и в полтора — титана. OCLV — защищенная марка, и на всех рамах, сделанных из этого материала, стоит этот значок. Велосипеды Trek Y33 идеально подходят для слалома, но, естественно, годны и для всех остальных типов внедорожного использования. Если кому-то уж очень хочется иметь машину с такой рамой, купите модели Y22 или Y11, в которых используют более дешевое навесное оборудование, чем на Y33, но сохраняют дизайн и эксплуатационные качества, щадя при этом карман. Считается, что именно эти модели определили путь развития велосипедов на следующее тысячелетие. Мечтой профессионала, конечно же, является Trek 9900, велосипед чемпионов, признанный лучшим внедорожником прошлого года. Что еще важно, mountain bike можно подогнать под индивидуальные особенности велосипедиста. В упомянутых нами магазинах можно построить велосипед на заказ — выбрать нужную раму и нужное (по цене, вкусам, надежности и т. п.) навесное оборудование.
Опытные гонщики именно так и поступают. Вообще же горные велосипеды обычно имеют стандарты подседельной трубы на 13, 16, 18, 19,5, 21 и 22 дюйма (13 дюймов подходят для 10-летнего ребенка, 22 — для просто высоких взрослых людей, а для человека с «баскетбольным» ростом подойдет труба в 25 дюймов). Еще одно. Не стоит особо стремиться покупать полноприводные велосипеды. Они отлично вписываются в поворот и отлично держат дорогу, даже если она в жидкой грязи; но, к сожалению, механизм привода на переднее колесо оказался очень ненадежен, и, как правило, приличные фирмы полноприводных велосипедов сейчас не выпускают. Кстати, для некоторых следующее соображение может оказаться не последним: вы можете быть фанатом гонок «Формулы-1», но не сможете купить себе такое же авто, как у Ники Лауды, но зато вы спокойно можете купить себе абсолютно такой же велосипед, как у Барта Бриджеса, чемпиона мира 1995 года, или других знаменитых гонщиков — Вана Абеля или Анри Вандерпуля. Это не только по карману, но и вполне реально. Оставлять детей без присмотра нельзя. Это знают все. Поэтому берите их в велопробеги с собой. Для самых маленьких есть удобные сиденья, которые надежно крепятся к велосипеду и защищают тело малыша. На голову ему можно надеть прочный шлем. (Вам он, кстати, тоже не помешает.)
Для детишек постарше есть настоящие горные велосипеды с 24 скоростями. Поверьте, детям будет не менее интересно, чем вам, гоняться по горам и бездорожью. Вскоре ваши детки в буквальном смысле вас «обскачут». В обычной дачной жизни юные наездники тоже получают от горных велосипедов немалое удовольствие. Кстати, учитывая проблему роста, фирма Sportex предлагает полезную услугу: велосипед, из которого чадо выросло, оценивается, затем доплачивается необходимая сумма, и клиент получает новую машину, соответствующую росту ребенка. И так до совершеннолетия. (Подобным образом можно делать не только возрастной upgrade, но и качественный. Например, вы начали свое знакомство с mountain bike с самой дешевой модели Author, а потом решили пересесть на нечто более совершенное и дорогое —бывший в эксплуатации велосипед оценят, примут, а вам с доплатой выдадут то, что вы пожелаете.) Для того чтобы чувствовать себя на трассе совсем комфортно, можно подобрать соответственный профприкид — обувь, шлем, очки и перчатки. Кроме того, удобны багажные сумки, которые вешаются на передние или задние колеса велосипеда, как на вьючную лошадь. Небесполезен и велокомпьютер. Самый простенький подскажет максимальную и среднюю скорость. А самые сложные модели, как, например, Avocet, выдадут полную информацию об окружающей среде и ваших в ней передвижениях — угол подъема или спуска, высоту над уровнем моря или относительно вашего старта, атмосферное давление, температуру, скорость и прочее.
Для тех, кто внимательно следит за своим здоровьем, есть модели компьютеров, следящие за пульсом и высчитывающие «педаляж», то есть количество нажатий на педали за промежуток времени. Мелочи — одежду, очки и прочие предметы туалета, конечно, можно купить и в Америке. Там продаются велоштаны фирмы Bike. На горном велосипеде для вас практически нет препятствий. Но начинать разумно с ближайшего парка или леса. Можно поездить и по нашим проселочным дорогам: на шоссейных и тем более трековых там менее уютно. Ну а тем, кто настроен серьезно, стоит вспомнить этимологию названия «горный велосипед». Одной из причин столь быстрого распространения этих велосипедов стал вынужденный летний простой горнолыжных курортов и подъемников. Теперь почти все горнолыжные курорты на Западе обслуживают горных велосипедистов: наверх на подъемнике, а вниз — в зависимости от степени вашей сноровки. В полном восторге пребывают отчаянные люди, которым посчастливилось, например, совершить трек по Большому Каньону в штате Колорадо — этот 450-километровый каньон дает шанс по-настоящему испытать себя и насладиться фантастическими видами. Необязательно ехать за океан — в Европе тоже немало мест, где можно и покататься в свое удовольствие, и попытать себя на прочность. В Германии, например, вы можете совершить довольно спокойный велопроменад вдоль Майна, а потом забраться в горы. Альпы, конечно же, рай для горновелосипедистов. Еще можно погоняться на московских или всероссийских соревнованиях, которые проводит Союз велосипедистов России. В союзе есть секция горных велосипедистов.