Мы никогда не забудем пятилетних Рената и Артура, шестилетнего Гошу, семилетнюю Аню. С ними было особенно трудно работать, и тем более в группе. Вели они себя примерно одинаково: всегда и во всем желали быть первыми, вызывались отвечать не продумав ответа, не дожидаясь своей очереди завладевали любимыми всеми куклами-актерами, а когда мы отмечали успех кого-нибудь другого, злились и норовили его обидеть. У мам этих «якалок» не сходила с лица беспомощная, виноватая улыбка, они урезонивали, одергивали своих детей, но безуспешно. И извинялись за поведение ребенка они тоже примерно одинаково: «Мой всегда должен быть на первых ролях, а иначе никому жизни не будет. Что поделаешь, ведь он маленький лидер!» И эта последняя фраза, несмотря на то что мамы жаловались на своих детей, звучала с явным оттенком гордости. А вот образец другого, тоже достаточно распространенного родительского поведения. Мама Риммы, женщина с виду мягкая и кроткая, проявила удивившую нас твердость, требуя для своей дочери главной роли в кукольном спектакле.
Но девочка только-только избавилась от заикания и еще совсем недавно вообще отказывалась говорить на людях — ей такая нагрузка не по силам! Однако все наши возражения были напрасны. Нам отвечали: «Ничего. Риммочка справится». К сожалению, Риммочка не справилась даже со своей второстепенной ролью. И к сожалению, мама не могла скрыть, что Риммина неудача для нее почти катастрофа. Современные родители изо всех сил пытаются быть современными. И из бесед с родителями нам стало ясно, что это значит: ориентировать детей на успех, развивать в них дух соревновательности, искоренять безынициативность. Поэтому бесконечное «яканье» своего ребенка они в глубине души приветствуют и поощряют, считая его первым шагом на пути к вожделенному лидерству американского образца. Тихоня же, по их мнению, обречен на неудачу в предстоящей жизни.
При этом американская модель воспитания соединяется в наших родителях с отечественной традицией, замешанной на «духе коллективизма» и «самокритике». В частности, о том, как наши мамы и папы по-прежнему боятся и не умеют хвалить своих детей. Но давайте вспомним, кто у нас, родителей, считался маленьким лидером в школьные годы. Может быть, мы больше всего уважали отличников? Нет, их чаще всего считали зубрилами, подлизами и любимчиками. Может быть, самых сильных и ловких одноклассником? Тоже нет. Драчунов, которые потряхивают кулачками, боятся, но вовсе не любят. Тех, кто выделялся одеждой и хвастался родительскими подарками, называли воображалами. Так кто же все-таки пыл реальным претендентом на эту роль? Это могли быть и дети из вышеперечисленных категорий, но они непременно должны были быть душой компании. Так что же такое маленький лидер?