Гомеопатическое лекарственное средство

Гомеопатическое лекарственное средство

В представлении многих гомеопатия — это что-то вроде восточной или народной медицины. Чем-то старинным, средневековым веет от этого слова. А ведь ей всего лет двести, ест не ошибаюсь? За полвека своей врачебной практики Ганеман создал новый вид лекарств и новую фармакологию. Сам ученый досконально изучил около 100 лекарственных веществ, и все они входят в современную гомеопатическую фармакопею. Не зря на памятнике ему высечено латинское изречение: «Я прожил не напрасно». Многие врачи-аллопаты приняли его учение с недоверием, а то и просто в штыки. Однако те из них, кто оказался способен добросовестно и не предвзято вникнуть в гомеопатию, меняли свое мнение. Составитель «Толкового словаря» Владимир Иванович Даль, как известно, был врачом и, по его собственному признанию, долгое время оставался убежденным противником гомеопатии.

Ведь у гомеопатии есть еще одно преимущество, кстати мало кому известное — сугубо индивидуальный подход к лечению. Учитываются не только симптомы болезни, но и конституция, наследственность, личность во всех ее проявлениях. Ганеман считал, что «состоянием ума и нрава больного всего вернее решается выбор гомеопатического лекарства». Насчет «всего вернее» можно спорить, но давно известно, что для определенных типов людей характерны и определенные болезни. Медицинская астрология, например, за каждым из 12 зодиакальных знаков видит характерные недуги. Гомеопаты пошли еще дальше. Поэтому при выборе средства играют роль и внешний облик пациента (цвет волос, глаз, телосложение), и характер, и темперамент, и привычки, и зависимость самочувствия от погоды, температуры, времени суток, и отношение к запахам, продуктам, и характер сна, страхи, сексуальность, и семейные недуги.

За каждым гомеопатическим лекарственным средством стоит определенный тип человека, или, как принято говорить в гомеопатии, — лекарственный тип. Он и диктует выбор лекарства. Эта связь выявлена благодаря наблюдениям и описаниям нескольких поколений врачей. И хотя, на мой взгляд, решающим в выборе средства являются все же симптомы болезни, знание того, к какому лекарственному типу относится человек, помогает гомеопату подбирать индивидуальное, а значит, эффективное лечение. В гомеопатической фармакопее содержится более двух тысяч средств, врач в среднем владеет двумястами. Возможно ли соотнести их с таким же количеством человеческих типов? Здесь помогает пульсовая диагностика. Это ведь тоже очень индивидуальный метод. В шести точках на обеих руках прослушивается сердце, тонкая кишка, печень, желчный пузырь, почки, легкие, желудок и другие органы, определяется их состояние.

Гомеопатическое лекарственное средство, выбранное по симптомам и типу, проверяют по реакции пульсов на препарат — принимает его организм или нет.  Во-первых, восстанавливается нарушенное равновесие. Одни пульсы бывают напряженными, другие — вялыми. Когда препарат подходит, напряженный орган расслабляется, успокаивается, а вялый усиливается, тонизируется. Как известно, гомеопатия лечит препаратами растительного и животного происхождения, минералами, металлами. Давно высказывалась мысль, что если бы использовать в практике одни только химические элементы таблицы Менделеева, они могли бы убрать всю возможную патологию.

Долголетняя работа с пульсами выявляет семь основных лекарственных типов. По классификации, к первому типу препаратов, за которым, стоит определенный тип личности, относят золото, ко второму — купрум (медь), к третьему — травы, в частности нукс вомику (рвотный орех), и далее — цинк, станнум (олово), алюминий, аргентум металликум (серебро). За каждым из этих элементов системы стоит еще целый ряд металлов, минералов, трав, растений, а также животных препаратов. Допустим, к купруму может относиться 40 или 50 препаратов.  Но тем не менее одному человеку можно дать всю группу средств, и у него не будет никакого обострения, потому что они все сочетаются, все помогают друг другу. Даже если в данный момент какой-то препарат будет не нужен, он не помешает работать другим.

Если обычно гомеопаты дают один препарат, через два часа — другой, потом надо выпить третий, четвертый, то у нас один препарат содержит несколько составляющих, которые входят в данный тип — цинка, купрума или золота. Говоря «цинковый» или «купрумный» больной, гомеопаты подразумевают, что в человеке избыток этого элемента, поэтому он и чувствителен к препаратам купрума или цинка, их микродозы как раз этот избыток снимают, а вместе с ним и причину заболевания. Но традиционное гомеопатическое определение «цинковый» или «купрумный» больной подразумевает соответствие конституции человека одному препарату. У «цинковых» больных прежде всего по пульсам обнаруживается язвенный дефект в желудке.

У кого поверхностный, у кого глубокий, но обнаруживается обязательно. У них вялые пульсы сердца, тонкой кишки, печени. Во всех гомеопатических книжках описано, что эти люди постоянно находятся в состоянии волнения, напряжения, из-за всего переживают, плохо спят. Но чем это обусловлено? Да тем, что желудок связан с мозгом и этот язвенный рубец как раз проецируется в мозг. У «цинковых» еще слышится пустота в пульсе сердца, поэтому они быстро устают, утомляются. Вялый пульс тонкой кишки — отсюда склонность к запорам. Вялый пульс печени объясняет депрессии и плаксивость. Тот же язвенный рубец, открытый у «цинка», у «купрума» весь покрыт слизью. И тут уже другой набор симптомов: сердце давит, голова болит и вены плохие — ноги болят. Другой тип, например, «серебро», совершенно отличается от «цинка» и «купрума». Это атрофия слизистой желудка, атрофический гастрит, сухость везде. Плохая память, страшная раздражительность, вспыльчивость, радикулиты «стреляют», болезни у них все, как правило, с прострелами.

Каждый человек — это индивидуальность, и поэтому лечить одними лекарствами всех нельзя. Для гомеопатов тип конституции играет решающую роль при выборе средства, не менее, а некоторые считают, что и более важную, чем симптомы. Но ведь внешность и другие приметы могут обмануть ? Вот тут пульс как раз и стоит на страже, проверяет. Человеку в данный момент могут не подходить его конституциональные препараты, и пульсы их не примут, а отреагируют положительно на другие лекарства. Методом опроса гомеопаты приходят к тому, что нужно пациенту, но у них нет такого объективного критерия, как пульс. По симптомам, внешности они предполагают, что вам годится такой-то препарат, но фактически он вам подойдет, может быть, через год или два, а сейчас вы от него далеко ушли.

Он может преимущественно дольше находиться в типе «золото», дольше, чем в других типах, но он обязательно «посещает» и другие типы тоже. Но сейчас уже некоторые гомеопаты тоже считают, что препараты, выбранные исключительно по конституции, могут вызвать обострение. Бывает, что никаких типовых данных, характерных для цинка, нет, а его пульсы охотно берут именно этот препарат или сборы с цинком. Или по всем параметрам пациент подходит под серебро, а пульсы серебро как раз отвергают. Таким образом, пульсы не только помогают установить диагноз, но и становятся тем уникальным критерием, по которому подбирается препарат.

Поэтому и гомеопатические лекарственные средства одни всем не годятся, и продукты питания, в том числе такие, казалось бы, полезные, как соки, фрукты, орехи, мед. Индивидуальный подход, на котором основана гомеопатия, очень привлекателен. Однако многие позиции, по которым определяется конституционный тип, зависят от того, что скажет сам пациент. Но он может чего-то не знать о себе или забыть, чему-то не придавать значения, а что-то захочет просто скрыть от врача, постыдится рассказать. Для полноты картины надо изучать человека очень долго, а лечить-то надо сейчас. И как раз на конгрессе гомеопатов говорили о том, как, например, выяснять гинекологические и сексуальные расстройства, какие искать подходы. Пульсовая диагностика дает целостное представление о человеке. Он весь предстает перед тобой, ты узнаешь о его печени, поджелудочной, о его эндокринной системе, о его сосудах, о венах, об артериях.

Пусть в цифрах не скажешь, двести у него давление или сто семьдесят, но ты уже знаешь, что он гипертоник. Даже если сейчас он снял это давление. Мало того, мы порой знаем даже больше того, что дают специальные исследования. Допустим, язвенный рубец на желудке заглублен, аппаратура его не видит, а мышечный слой мы слышим прекрасно — узел. Часто болезнь кроется не в том органе, что болит, а в другом. Может беспокоить почка, которая работает за двоих, а та, в которой камни, помалкивает, не дает о себе знать. Или не работает, допустим, печень, очень вялая, но не болит, а есть боли в поджелудочной железе, потому что она перегружена. Таких тоже сколько угодно случаев. И вот больные ходят с поджелудочной, с панкреатитом, и никто не думает о печени. В то время как лечить надо и печень, и поджелудочную параллельно — больной орган и тот, который берет на себя дополнительную нагрузку.

Считается, что гомеопатический курс лечения очень долгий…
Лечение можно прекратить в любой момент — как только стало лучше. И дальше жить более-менее здоровым. С другой стороны, подбирать гомеопатию можно всю жизнь. Даже если ничего не болит, все равно в организме что-то преобладает, чего-то не хватает, и нужна коррекция. И чем дольше человек будет заниматься собой, тем будет здоровее. Это уж у кого какие цели. Как правило, на повторный прием через полтора-два месяца пациенты приходят, уже избавившись от части симптомов, еще месяца через три лекарства убирают такие симптомы, которые проявлялись годами. Сейчас огромное количество широко рекламируемых лекарств, существуют мощные технические способы диагностики — на фоне этого не чувствуете ли вы в своих пациентах недоверия к белым гомеопатическим крупинкам?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *