Число поклонников езды на велосипеде, как свидетельствует статистика, выражается сегодня астрономическими цифрами. Конечно, огромной популярностью, велотранспорт обязан прежде всего своей простоте, доступности и дешевизне. Но, видимо, двухколесный экипаж обладает и другим мощным полюсом притяжения. Речь тут идет об оздоровительном эффекте, который приносят путешествия на велосипеде. В наши дни велосипед встретишь в любом уголке планеты. А всего столетие назад он казался многим всего лишь эксцентричной новинкой. Так что его изобретателям и их сторонникам пришлось выдержать немало испытаний, чтобы веломашина, или «дрезина», как ее нарекли при рождении, завоевала всеобщие симпатии. Например, пионерам велосипедной езды пришлось утверждать авторитет «железного коня» в соревнованиях со скаковой лошадью. Именно победы велосипедистов над конниками привлекли к велосипеду широкое внимание, поставили его на службу укредления здоровья. Правильная и умеренная велосипедная езда показала себя при уничтожении многих недугов человеческого организма и как гимнастика может ,быть одинаково применима с пользой как для мужчин, так и для женщин. Еще в конце прошлого столетия велосипедная езда стала одним из самых распространенных средств физической культуры. В свое время членами различных велоклубов были Лев Толстой, Эмиль Золя, Джузеппе Верди, впервые севший на велосипед в возрасте 83 лет, Сара Бернар и другие выдающиеся деятели мировой культуры. Попробуйте найти человека, который хоть раз в жизни не прокатился бы на велосипеде. Люди разных возрастов и профессий дружат с ним. На велосипеде едут на работу, путешествуют, одев удобную спортивную одежду Adidas http://towar.com.ua/Adidas мчатся по спортивным трекам.
Врачи-физиологи убедительно доказали, насколько благотворно действует велосипедная езда на здоровье человека, и прежде всего на сердечно-сосудистую систему. Этот вид спорта в определенном смысле заменяет бег, а как мы уже знаем, медленный продолжительный бег очень полезен для здоровья. Тем людям, которые по незнанию продолжают обвинять велосипед в плохом влиянии на сердце и дыхание на том основании, что, мол, низкое положение руля затрудняет работу сердца и легких, мы хотим напомнить: руль на любом велосипеде можно поднять, чтобы сделать посадку более высокой, выпрямленной. Действительно, пожилым людям высокий руль, толстые шины и мягкое сиденье дорожного велосипеда подходят лучше. Но, подчеркиваем, низкий руль и горизонтальное положение тела велосипедиста совсем не вредны. Что же касается тренировки сердечно-сосудистой системы, то велосипед для этого — отличнейшее средство. Циклические движения, где ритмично чередуются сокращения и расслабления мышц, вообще очень хороши для тренировки сердца и сосудов: во время сокращения мышцы выжимают из вен кровь, во время расслабления вены наполняются кровью. Иначе говоря, мышцы, ритмично сокращаясь и расслабляясь, работают как дополнительные сосуды и вены, улучшают их питание. Велосипед становится все более популярным. Отчасти тому причиной появление удобных, складных велосипедов, которые вызвали волну покупательского спроса. Горожане словно заново оценили всю прелесть велосипедной езды — и быструю смену впечатлений во время резвой езды, и чистый, незамутненный парами бензина воздух, и не слишком утомительную, но отбирающую лишние калории физическую нагрузку от работы педалями.
Хорошая штука — велосипед. Как утверждает статистика, велосипедов у нас в стране больше 40 миллионов штук. Производство велосипедов поставлено на высокоразвитую промышленную основу. Их выпускают восемь заводов. Они изготавливают 32 модели велосипедов: и облегченных складных, и дорожных тандемов, и спаренных, и грузовых трехколесных, и даже спортивных для игры в велобол. В последние годы о велосипеде много пишут и говорят. Да и преимущества двухколесного транспорта налицо: это и хорошая физическая закалка для организма, и скорость передвижения большая по сравнению с пешим туристом, и атмосферу он не загрязняет. Так что с каждым годом число поклонников велосипеда неуклонно растет. Наиболее активно велотуризм развивается в республиках Прибалтики, Молдавии, Москве, Санкт-Петербурге, а также в некоторых районах Дальнего Востока. Решено превратить этот вид путешествий в отрасль туристской индустрии.При разработке и прокладке новых маршрутов будут использоваться в основном дороги местного значения, лесные, полевые, чтобы максимально обезопасить движение велотуристов. Организованы пункты проката велосипедов в комплексе с платными стйянками или камерами хранения вблизи крупных зон отдыха, на курортах, а также возле станций пригородных поездов. Шяуляй, четвертый по величине город Литвы, называют городом велосипедистов, и не случайно. Каждый третий его житель пользуется этим видом транспорта. Здесь выпускаются популярные в стране машины для подростков — «Орленок», «Ласточка», «Дубис». Велосипеду в городе —почет и уважение. Не случайно в Шяуляе ежегодно проводятся финалы массовых соревнований подростков на призы молодежной «газеты «Комъяунимотеса» и велосипед-но-моторного завода «Вайрас».
С этой целью разработана к утверждена общегородская схема строительства велосипедных дорожек. Они прокладываются силами коммунальных служб уи предприятий и соединяют центр с новыми жилыми массивами, промышленным районом, местами массового отдыха, зоной коллективных садов. У заводских проходных оборудуются стоянки для этого вида транспорта. В городе проложена трасса, ведущая к Бубяйскому водохранилищу— любимому месту отдыха горожан. На этой велосипедной улице оборудованы места отдыха, ремонтные пункты, кафе. Впервые в градостроительной практике Литвы в строящемся жилом массиве Дайняй вместе с тротуарами прокладываются и велосипедные дорожки. В городе открыты площадки для детворы: здесь ребята обучаются езде, правилам уличного движения, тренируются. Нехитрая машина, велосипед, стала для десятков тысяч горожан отличным средством регулярного занятия физкультурой. Помня известные слова о том, что не стоит заново изобретать велосипед, шяуляйцы попросту открывают для двух колес новые просторы. Ежегодно в городе проводится и День велосипедиста. Чего только не видят его жители на этом празднике. Парад велосипедистов самых старинных марок, ярмарку современных веломашин, веселые старты малышей и семейные эстафеты, соревнования рабочих бригад и гонку с участием сильнейших велосипедистов республики, выставку фоторабот, посвященных велопробегам и путешествиям. Многодневные путешествия на велосипедах во время летних отпусков занимают в жизни многих шяуляйских семей и трудовых коллективов особое место. Так, многие рабочие и инженеры — члены спортклуба «Таурас» вместе со своими семьями проводят отпуска на велосипедах. Сяюврм, оздоровительная велосипедная езда в черте города и задето пределами стали привычкой, многих шяуляйцев, их радостью, средством активного отдыха.
Как видим, у лозунга «Из дома и домой на велосипеде!» появляются четкие очертания. Опыт высокоразвитых стран со сложившейся дорожной сетью, плотной застройкой свидетельствует о тем, что забывать о велосипеде рановато. За внимание к нему велосипед отблагодарит нас, став нашим помощником в походе на «болезни цивилизации», в борьбе за чистый воздух и покой наших городов. Прежде чем сесть на велосипед и выехать на улицы города, самым серьезным образом изучите «кодекс дорог» — Правила дорожного движения. Вам необходимо знать дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика, порядок проезда перекрестков. Веломашиной необходимо пользоваться осторожно и стараться по возможности избегать оживленных магистралей. Лучший «трек» для оздоровительных прогулок на велосипеде — природа. Старайтесь по возможности кататься по пересеченной местности — это дает наибольший эффект и с точки зрения физической тренировки, и с точки зрения овладения техникой педалирования. Рекомендовать какую-то определенную порцию движений трудно: многое тут зависит от индивидуальных особенностей — состояния здоровья, тренированности организма, возраста, специфических особенностей окружающей обстановки. И все-таки за отправную точку можно предложить ежедневную норму в 15—20 километров. Велосипедная езда будут гораздо полезнее, если их сочетать хотя бы эпизодически с кроссами, лыжными походами, гимнастическими упражнениями. Ну и, конечно, необходимо позаботиться о технической стороне дела.
Велосипед требует к себе очень внимательного и бережного отношения. Поэтому, собираясь в дорогу, нужно тщательно проверить состояние материальной части реломашины, удостовериться, в порядке ли набор ключей, насос, запасная камера. И каждый велосипедист должен придерживаться обязательного правила: сел за руль — забудь о спиртном. Алкоголь такой же страшный враг для велолюбителей, как и для водителей автомашин. Об этом забывать нельзя! Велосипедная езда прибавит сил, бодрости и энергии, порадует маленькими открытиями. Но где хранить велосипед зимой в малогабаритной квартире? Как взять его с собой в электричку, автобус, если хочется уехать за город? Как сделать так, чтобы пользоваться им могли и дети, и взрослые? Эти проблемы решили конструкторы складных велосипедов. Велосипед типа «Городской» в сложенном виде легко умещается в багажнике «Жигулей». В Перми выпускаются складные велосипеды «Салют» и «Скиф». Они окрашены яркими эмалями, отделаны цветными полимерными пленками, гармонирующими с общей окраской. В нашей стране есть замечательный велостадион — природные просторы, располагающие походными трассами на любой вкус. Не теряйте времени — садитесь в седло и отправляйтесь на велосипеде за здоровьем. Регулярные поездки на велосипеде — это активная пропаганда здорового образа жизни.